• #
  • #
  • #
  • #
Категории

Характеристики лыж

Основные характеристики лыж и параметры влияющие на катание: длина, ширина, жесткость, геометрия лыж. Классификация лыж.

Какие бывают характеристики лыж и на что они влияют при катании?

Основные характеристики лыж

- длина (ростовка)
- ширина
- жесткость (средняя, статическая/динамическая)
- распределение жесткости по длине лыжи
- торсионная жесткость (жесткость на скручивание)
- геометрия (глубина бокового выреза, радиус бокового выреза, закон (форма) бокового выреза)
- ширина талии (ширина лыжи под ботинком)
- длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи)
- вибрационная характеристика (способность лыжи поглощать вибрации)
- ударопоглащение


Длина лыж

Более длинная лыжа:
- стабильнее на скорости (при плоском ведении лыж)
- больше момент инерции – лучше стабилизируют положение корпуса
- легче сбрасывать скорость (большая длина канта)
- лучше идут по целине (глубокому снегу)

Более короткая лыжа:
- Легче поворачивать (более верткие)
- Лучше кататься на коротких склонах (успеешь сделать больше поворотов)
- Лучше на льду (больше удельное давление на кант – лучше зарезаются в лед)
- Лучше на буграх (более верткие)
- Легче по весу

Ширина лыж

Более узкая лыжа:
- лучше на льду ( в пределе - конек)
- лучше на буграх
- более “живые” и поворотливые
- более легкие по весу

Более широкая лыжа:
- лучше идет по глубокому снегу/целине
- выше стабильность на скорости (на ровном склоне)
- выше устойчивость (уверенность)

Жесткость лыжи:

Более мягкая лыжа:
- начинает правильно работать (прогибаться по дуге) с меньших скоростей
- лучше аммортизирует неровный рельеф
- правильно сконструированные мягкие лыжи лучше держат на льду (при ведении лыж на кантах)
- лучше идет по целине (мягкому снегу)

Более жесткая лыжа:
- более импульсные – более мощное катание, мощная переброска из поворота в поворот
- лучше держат на льду (при поперечном проскальзывании канта)

Жесткость лыжи относительна – зависит от веса и роста лыжника, физической подготовки и агрессивности катания.

Распределение жесткости лыжи по длине. Динамическая жесткость:
Влияет на поведение лыж при катании и на назначение (специализацию) лыж.
Например, позволяет:
- лучше поглощать неровности рельефа, удары о бугры (при более мягком носке)
- лучше вести себя на фрирайде (лучше поворачивать на кантах на малой скорости и в целине на специальном – мягком заднике)
- правильно вести себя на тех или иных соревнованиях (слалом, слалом-гигант, могул, скиер-кросс, фристайл Новой школы, т.д.)

Торсионная жесткость лыжи (жесткость на скручивание):
Меньшая торсионная жесткость:
- облегчает катание на малых скоростях (автоматическая раскантовка носка и задника)
- лучше прощает ошибки при катании
Недостаток:
При слишком низкой торсионной жесткости лыжи хуже держат на льду.

В настоящее время одной из наиболее важных (если не самой важной) характеристик карвинговых лыж является распределение торсионной жесткости по длине лыжи. Правильное - гладкое (без скачков и неоднородностей) распределение торсионной жесткости помогает лыжам лучше зарезаться в карвинговый поворот и как правило отличает хорошие карвинговые лыжи от плохих.

Геометрия лжи

На инфоблоке и в каталогах как правило имеется следующая информация:
- 140 - ростовка лыжи в см
- 110/73/99 – промеры лыжи в мм: ширина носка, талии и задника соответственно.
- 11,7 – радиус бокового выреза в м.

Последние две величины, т.е. промеры и радиус бокового выреза, определяет так называемую “геометрию” лыжи.

Радиус бокового выреза измеряется по специальной методике, и по нему можно судить о способности лыж к карвинговому повороту.
Чем больше боковой вырез (меньше радиус бокового выреза) – тем более лыжа стремится идти по дуге и следовательно позволяет лучше контролировать скорость при карвинговом катании.
Чем меньше боковой вырез (больше радиус поворота) – тем более лыжа стремится идти прямо, следовательно позволяет более скоростное катание.

Лыжи с большим (глубоким) боковым вырезом (малым радиусом бокового выреза):
- Легче входят в поворот
- Лучше держат на льду и на крутом склоне (при ведении лыж на кантах)
- Хуже держат на льду (при боковом проскальзывании канта)
- Хуже идут по буграм и неровностям
Чем меньше ростовка лыжи, при одних и тех же промерах, тем более круто лыжа способна поворачивать при карвинговом катании.

Важно понимать, что радиус поворота определяется не только радиусом бокового выреза, но и другими свойствами лыж (в частности продольным и торсионным распределением жесткости). Чем в большей степени лыжа поворачивает за счет геометрии, тем хуже способность менять радиус поворота без бокового проскальзывания кантов лыжи, т.е. ниже управляемость при карвинговом катании. В этом объяснение, почему компания Salomon, приводя радиус бокового выреза в инфоблоке лыжи, никогда не делала на него упора при подборе лыж. Хорошая лыжа должна отлично поворачивать в широком диапазоне радиусов и иметь возможность быстро и эффективно их менять.

Ширина талии (ширина лыжи под ботинком):
Чем уже талия, тем выше скорость перекантовки (легче вход в поворот) и управляемость, чем шире – тем лучше лыжа ведет себя в глубоком снегу.

Длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи):
Большая длина носка – лучше поведение в глубоком снегу, лыжа лучше всплывает в целине
Меньше длина носка – более легкий и быстрый вход в поворот

Вибрационная характеристика:
Определяет поведение лыжи на высоких скоростях. Чем лучше поглощаются вибрации (высокочастотные колебания), тем лучше (точнее) лыжа идет по дуге, тем лучше держит на льду (кант лучше врезается в лед), тем лучше (стабильнее) лыжа ведет себя на больших скоростях.

Диапазон рабочих скоростей лыжи (диапазон скоростей, при котором лыжа правильно (удовлетворительно) идет по дуге).
Снизу ограничиваются жесткостью лыжи, а сверху – вибрационной характеристикой лыжи.
Чем шире диапазон рабочих скоростей, тем лучше и универсальнее лыжа.

Ударопоглащение:
Способность лыжи поглощать удары, возникающие при наезде на неровности (бугры). Если согнувшаяся от удара лыжа быстро возвращается в исходное положение, то улучшается управляемость лыжей (увеличивается динамическая длина контакта канта со снегом и лыжа быстрее готова для выполнения следующего поворота). Фильтрация этих колебаний позволяет лыжнику меньше ощущать неровности рельефа – колебания амортизируются не доходя до ног лыжника.

Классификация лыж

Классификация по идее конструкции:
- Классические (лыжи со сравнительно малым боковым вырезом, характеризующиеся большей жесткостью и классической (альпийской) постановкой крепления)
- Карвинговые (лыжи со сравнительно большим боковым вырезом, характеризующиеся меньшей жесткостью и классической (альпийской или близкой к альпийской) постановкой крепления)
- Скиборды (или сноублейды) сверхкороткие карвинговые лыжи длиной обычно до 1 м.

“Классические” лыжи (или лыжи с малым боковым вырезом) можно было разделить на:
- спортивные
- туристические

Спортивные в свою очередь делились на лыжи:
-для слалома (более узкие, легкие, жесткие/упругие, с жесткой зоной перед креплением, с более передней постановкой крепления)
-для слалома-гиганта (более универсальные, длинные, часто более мягкие и с более широким задником)
-для могула ( для катания по буграм – узкие и более мягкие, особенно в зоне перед креплением для гашения ударов о бугры, при достаточно, однако, жестком заднике.)
-специальные, например для скоростных дисциплин (супергигант, скоростной спуск)

Туристические условно можно было разделить на:
-любительские (для “чайников”)
-для экспертов (специальные - для катания по целине, т.д.)

В настоящее время “классические” практически отжили свой век – похожие по геометрии лыжи остались может быть только в могуле и в классических скоростных дисциплинах.

Современные лыжи по своему применению можно классифицировать следующим образом:

- Рэйсинг – спортивные лыжи для участия в соревнованиях, для специального слалома, слалома-гиганта, супер-гиганта и скоростного спуска) – например Salomon Equipe 3V race.

- Скиер-кросс (ски-кросс по ФИС) – горнолыжные соревнования, подобные бордер-кроссу – несколько лыжников (как правило 4-6) одновременно стартуют по специально подготовленной трассе. Используются специальные лыжи по своим свойствам близкие к лыжам для слалома-гиганта.

- Фрирайд – широкие (как правило не менее 90мм в талии) и сравнительно длинные 185см – 195см) лыжи для катания вне подготовленных склонов в основном в “целине” (в глубоком пушистом снегу) – например Salomon AK Rocket.

- Олмаунтэн – универсальные всерельефные (самые универсальные, для любых склонов и снежных условий – например Salomon X-Scream Series, Scrambler)

- Карвинг – карвинговые (укороченные и сильно приталенные) лыжи для катания в основном по подготовленным трассам. Карвинговые лыжи в свою очередь могут подразделяться на различные группы – некоторые производители и горнолыжные журналы как правило выделяют: рэйс-карв – экспертные карвинговые лыжи по конструкции близкие к спортивным, но имеющие более выраженную геометрию, чем последние, которые вынуждены следовать ограничениям ФИС (подразделяются на слалом-карв для поворотов малого радиуса и гигант-карв как правило для более скоростного катания); фрикарв – карвинговые лыжи обычно экспертного уровня менее чувствительные к неровному рельефу и обладающие достаточно высокой скоростной стабильностью; спорткарв - лыжи для широкого круга любителей.

- Фристайл (Новой школы) -трюковое катание и прыжки как в сноупарке, так и на обычных склонах с различной степенью подготовки), например Salomon Teneighty [тэнейти].

- Фристайл Бэккантри (Новой школы) (или фристайл-фрирайд новой школы) трюковые прыжки на естественном рельефе фрирайда – с карнизов, скал и т.д. (Пример - первый представитель таких лыж – Salomon Pocket Rocket. [покет рокет].

- Суперкарв (или Фан-карв, или радикальный карвинг – “карвинговое” катание, как правило без палок, с силиным завалом корпуса на склон. За счет чрезвычайно глубокого бокового выреза при катании возникает сильная центробежная сила. (Например, Salomon Axecleaver [акскливер].

- Могул – специальные лыжи для соревнований по могулу (катание “по буграм”) – например Teneighty Mogul LAB.

- Прокатные (как правило более прочные, с более широкими кантами, с более толстым слоем пластика скользящей поверхности для многократной циклевки, с лучшей защитой внешнего дизайна лыж)

- Юниор - детские и подростковые лыжи (не путать с пониманием возрастной группы юниор, принятым в горнолыжном спорте (ФИС) – 15-20лет, которые используют взрослые).

- Скиборды (или сноублэйды) - специальные карвинговые лыжи длиной как правило менее 1 м. Чаще всего скиборды выпускаются с облегченным креплением без возможносити автоматического срабатывания при падении, что разрешено международными нормами безопасности при условии, что лыжи короче 1 м. Скиборды в свою очередь делятся на скиборды фриглайд (для свободного катания - карвинга в основном по подготовленным склонам) и агрессивные - более широкие скиборды для прыжков и трюков.

На данный момент “классические” лыжи практически отжили свой век. Пришедшие им на смену лыжи “карвинговой геометрии”, т.е. лыжи с большим по сравнению с классическими боковым радиусом, привели к значительным изменениям в конструкции лыж и технике катания.

Войти
Еще нет записи?Зарегистрироваться
Зарегистрироваться
Вернутся назад