• #
Категории

Покорение Эльбруса

Отчет о восхождении на Эльбрус. Кабардино-Балкарская республика. Приэльбрусье, Ачкерьякольский лавовый поток, Рыжий бугор.

Группа днепровцев, базовый лагерь которых стоял рядом с нашим лагерем, не спеша сворачивается, ребята в день нашего прихода на Рыжий бугор поднялись на вершину.

29 июля 2007 года.
Погода явно ухудшается, появляется холодный ветер. У команды из Днепра остался переход до Джылысу, а затем недолгая дорога домой. А у нас на этот день запланированы ледовые занятия. С водой на бугре тяжко, поэтому завтрак готовится дольше обычного. Прощаемся с днепровцами, надеваем кошки, системы, выходим на лед и приступаем к тренировке – отрабатываем зарубывание при срыве. Вкручиваем в лед ледобуры, организовываем ледовую станцию – отрабатываем дюльфер и подъем пострадавшего при помощи жумара и тиблоков.

Погода становится еще хуже, идет дождь. Где-то в 15 часов дня мы, немного промокшие, возвращаемся в лагерь, готовим перекус и расходимся по палаткам. Температура воздуха резко падает, идет снег. К вечеру снег покрывает все склоны и вершины, и у нас начинают появляться мысли, что накрылось наше восхождение на Эльбрус.

30 июля.
Идем по льду на Приют 4-х. С утра снег перестает падать, погода немного улучшается. Облака расходятся, появляются просветы и мы решаемся на переход до Приюта 4-х. В быстром темпе собираем лагерь, надеваем кошки и выходим на лед. В начале трещин мало, идем след в след. Затем подходим к обширной зоне трещин, движение замедляется. Погода снова ухудшается, идет снег, усиливается ветер. В голове мелькает одна мысль: может, не стоило срываться с Рыжего бугра, а стоило подождать улучшения погоды. Через два часа после выхода с бугра подходим к началу моренных осыпей. Снимаем кошки. Андреич и Косилов идут искать более-менее нормальное место подъема на осыпь. Погода ухудшается, метет метель. Становится очень холодно! Разведка возвращается, и мы начинаем подниматься на осыпь, перебирая ногами все «живые» камни. Ветер так и хочет сбить нас с ног, но мы бьемся со стихией и побеждаем, спрятавшись за скалы. На Приюте 4-х мест под палатки оказалось три, поэтому расчищаем место под четвертую палатку. Ставим лагерь, делаем перекус и расходимся по палаткам. К вечеру ветер стихает, снег прекращается. Палатки покрываются коркой льда - легкий морозец. Ночью небо звездное, предвещающее отличную погоду завтра. Ложимся спать с одной мыслью в голове – завтра подняться до скал на высоте 4546.

31 июля.
Ледовые поля Эльбруса, погода улучшилась. Мороз и солнце, день чудесный! Солнце потихоньку начинает растаивать замерзший ручей. Готовим завтрак, не спеша собираем лагерь. Эльбрус услышал наши молитвы, погода улучшилась. В 9 часов выходим, движемся по осыпям Ачкерьякольского лавового потока, набираем высоту. Чем выше поднимаемся, тем сложнее становится идти. Солнце прогревает воздух, теплеет, но ближе к обеду начинают собираться облака. В час дня подходим к высоте 4200, на которой много мест под палатки, здесь также расположился базовый лагерь шведов. Останавливаемся на привал и общаемся со шведами на английском языке, они жалуются на погоду и говорят, что завтра будут штурмовать Эльбрус. Далее выходим на крутой ледник, надеваем кошки, и за два с половиной часа поднимаемся до высоты 4546, здесь и будет наш базовый лагерь. Завтра планируется восхождение на Восточную вершину Эльбруса (5621). Мест под палатки нехватает, приходится расчищать дополнительное место, это идет на пользу, ведь работа на такой высоте способствует хорошей акклиматизации.

Движемся по лаве в направлении высоты 4546

Ставим лагерь, надежно закрепляем палатки и выкладываем камнями заслоны от ветра. Через два часа проведенных на такой высоте начинает появляться заторможенность и боль в голове. Я задумываюсь над тем, стоит ли завтра идти на вершину или нет! Но все же настраиваю себя на завтрашнее восхождение, готовлю теплую одежду и упаковываю в штормовую куртку необходимые вещи. Ужин делаем раньше обычного, каждый рассказывает окружающим о своём самочувствием, делится мыслями по поводу предстоящего восхождения. Удается отправить смс с Диминого телефона в Донецк, удивительно, но на такой высоте есть связь, наверное, потому что поселок Терскол в прямой видимости, а в поселке установлены вышки Мегафона, МТС и Билайна. Расходимся по палаткам и пытаемся заснуть, завтра предстоит тяжелейший день!

1 августа!
Подъем в 3 утра, выходим из палаток, мороз, небо звездное. Делаем горячий перекус, одеваемся, надеваем кошки. В лагере остается Игорь Гулый, ему всю ночь было плохо, видимо организм не акклиматизировался. Выходим в 4:40. Двадцать минут идем с фонарями, а в 5 часов начинает светать, фонари выключаем. Сначала подъем идет по ледяному зеркалу, затем выходим на осыпь. Снимаем кошки, и продолжаем движение по осыпи. Солнце поднимается все выше, становится теплее. Вид на ГКХ при подъеме на Эльбрус.

Идется тяжело, делаем частые привалы. На очередном переходе плохеет Диме. Останавливаемся на привал, для Димы он как «манна небесная». Наступает момент, когда необходимо принять решение, либо идти дальше, либо, пока лагерь в зоне видимости, спускаться вниз. Димон – боец, собирается с силами и принимает решение идти дальше, а Серега Косилов в качестве подпитки организма дает какую-то таблетку, якобы должна помочь. Продолжаем подъем, держим ритм. Через полчаса Диме становится легче, все вздыхают с облегчением. Проходим по осыпи кратер и уходим вправо на ледник. Далее поднимаемся по крутому ледниковому взлету до безымянных скал. На скалах нас догоняют шведы, мы пропускаем их вперед «пробивать» дорогу к вершине. Высота ощущается все больше, но в целом состояние группы удовлетворительное. От безымянных скал за два часа поднимаемся к скалам Фрешфильда (5595). От них, вдалеке, на краю белоснежного плато, виднеется небольшой конус – Восточная вершина Эльбруса!

Наступает эйфория, мы почти дошли до вершины. Делаем необходимый привал, «а сердце готово к вершине бежать из груди». На скалах появляется ветер. От скал за час заходим на Вершину! УРА! Ощущения описать невозможно, мне было очень радостно и приятно, что я смог это сделать, особенно учитывая прошлогоднюю неудачу. На вершине фотографируемся на память, у всех на лицах радостные улыбки! На вершине находимся около часа, но пора спускаться, и мы не спеша начинаем спуск.

Доходим до скал Фрешфильда и я резко начинаю ощущать тошноту. Не только у меня, но и у многих других членов нашей команды начинают появляться симптомы горной болезни. Надо спускаться и терять высоту, тогда станет легче. От скал спускаемся сначала плотной группой, а затем группа растягивается. Я ухожу в отрыв и потеряв значительную высоту, ощущаю, как становиться легче и тошнота проходит. Жду на камне остальных, доедаю оставшийся с перекуса «натс»! Далее мы длинной цепочкой спускаемся в наш базовый лагерь, где нас ждет отдых и наш отважный лагерщик – Игорь Гулый. Первым заходит в лагерь Андреич, затем я, далее Серега Косилов. За Серегой – Оля, которая уставшим голосом сказала мне, что сейчас я вижу перед собой походный вариант Оли! За Олей спускается Леха, ну а затем в лагерь подтягиваются и все остальные. Ну, а последним спускается Дима, который проявил сегодня силу воли и характер. Мы садимся на камни, не спеша снимаем с себя кучу теплых вещей, и эмоционально обсуждаем сегодняшнее восхождение. Спасибо Эльбрусу за то, что пустил нас на вершину! Эльбрус сблизил нас всех еще больше, дал понять, что «суета городов» – это не проблема, а всего лишь формальность! Прощай Эльбрус, уходим вниз!

Тропа, ведущая на Восточную вершину Эльбруса, пробитая нами и шведами, отлично видна!

2-4 августа.
За эти 3 дня мы спустились до Ирикчата, а затем, пройдя красивейшую долину, спустились в поселок Эльбрус. В эти дни мы больше отдыхали и восстанавливали силы, готовясь к следующему этапу нашего похода.